Тюменский образовательный канал – новый интернет-ресурс в медиа пространстве города. Современная информационно-просветительская платформа позволяет показывать значимые события, находить ответы на актуальные вопросы и презентовать новшества в тюменской отрасли образования. С помощью нашего канала зрители знакомятся с потенциалом школ и детских садов города, достижениями способных детей и разработками талантливых педагогов.
Дидактические игры и упражнения на формирование словаря у старших дошкольников
Игра«Угадай, кто это?»
Цель: развитие активного словаря прилагательных, обозначающих цвет, величину, качественные характеристики животных.
Ход игры: взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)
Игра "Узнавание"
Цель: узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий.
Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, "зеленая, кудрявая,
стройная, белоствольная" — береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" — солнце и т. д.
Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений "вычерпывал" из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр ("Какое бывает?", "Что делает?"). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.
Игра «Что бывает …….?»
Цель: Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определённому признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.
Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, задать вопрос, на который ребёнок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.
• 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)
• 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)
• 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...)
• 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)
• 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)
• 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
• 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
• 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)
• 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
• 10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)
• 11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
• 12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)
Игра «Назови цвет», «Назови форму»
Цель: упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными, закреплять знания детей о цвете, форме.
Морковь (какая?) – оранжевая, помидор (какой?) -…
Огурец (какой?) – овальный, репка (какая?) -…. И т. д.
Игра «Четвёртый лишний»
Распознаем мы сейчас, Что же лишнее у нас.
Цель: изучение умения детьми классифицировать прилагательные по группам (цвет, размер, форма, вкус, материал) и выбирать лишнее, не подходящее под выбранную группу.
Ход игры: Я буду называть слова, а ты должен будешь сказать какое слово лишнее и почему.
- грустный, печальный, унылый, глубокий;
- храбрый, звонкий, смелый, отважный;
- слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
-красный, сильный, зеленый;
-крепкий, далекий, прочный, надежный;
-дряхлый, старый, изношенный, ветхий;
-глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
Игра "Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Ход игры:
Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а сухарь …
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой …
Игра «Сравни»
Цель: закреплять умение детей классифицировать предмет (по цвету, по вкусу, по величине); закреплять навык использования в речи антонимов; приучать их быстро думать и отвечать.
По вкусу - горчицу и мед;
По цвету - снег - сажу;
По величине – дерево - куст;
По ширине – дорогу - тропинку;
По возрасту - дедушку и мальчика;
По весу – гиря - пушинка;
По размеру - дом – шалаш.