Тюменский образовательный канал – новый интернет-ресурс в медиа пространстве города. Современная информационно-просветительская платформа позволяет показывать значимые события, находить ответы на актуальные вопросы и презентовать новшества в тюменской отрасли образования. С помощью нашего канала зрители знакомятся с потенциалом школ и детских садов города, достижениями способных детей и разработками талантливых педагогов.
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку речь выполняет ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, в формировании социальных связей. Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях (т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами).
Большая роль в системе работы по формированию у детей грамматической стороны речи отводится играм, которые позволяют ненавязчиво, в ведущем для детей виде деятельности – игре развить речевые возможности детей, скорректировать имеющиеся пробелы и проблемы в речевом развитии.
Взрослый бросает мяч ребенку и произносит слово в единственном числе, а ребенок произносит слово во множественном числе и бросает мяч взрослому (кошка-кошки, птица – птицы, стол – столы, глаз – глаза, дерево – деревья, стул – стулья, ухо – уши; дерево-много деревьев, собака - много собак, мышь - много мышей, шапка – много шапок и т.д.)
Взрослый говорит про два предмета и бросает ребенку мяч, а ребенок говорит про пять таких предметов и возвращает мяч. (два мяча-пять мячей, две кошки – пять кошек и т.д.)
Ребенок считает предметы вслух: одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки, пять собак. И.т.п .
Взрослый называет предмет и бросает ребенку мяч, ребенок произносит это слово ласково и бросает мяч обратно (Маша - Машенька, жук - жучок, шкаф - шкафчик, ваза- вазочка и т.п.)
Взрослый, бросает мяч, говорит:
- «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращает мяч, отвечает: «Кожаные»
-Шуба из меха, какая? (меховая)
-Шарф из шерсти, какой? (шерстяной)
-Матрешка из дерева, какая? (деревянная)
-Дом из кирпича, какой? (кирпичный)
-Сок из яблок/груш/абрикосов/апельсинов/моркови/сливы и т.д. – какой? (яблочный и т.д)
-Суп из гороха/фасоли/рыбы/грибов/мяса/курицы/овощей и т.д. – какой? (гороховый и т.д)
Попросите ребенка сказать, куда спрятался мишка и откуда вы его достали. Например: Мишка спрятался под стол. Вы достали мишку из-под стола (на полке, взяли с полки, за коробкой, за шкафом, достали из-за шкафа, в домике, за домиком, в шкафу, достали из шкафа….)
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (синим, зелёным и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный забор, красное лицо и т.п.». В процессе данной игры ребёнок упражняется в согласовании прилагательных с существительными.
Оборудование: окружающие предметы, цветные квадраты бумаги.
Взрослый показывает детям зеленый квадрат бумаги. Ребенок называют его цвет, а затем предметы того же цвета: зеленый свитер, зеленая шляпа, зеленая трава, зеленая машинка и т. д.