Тюменский образовательный канал – новый интернет-ресурс в медиа пространстве города. Современная информационно-просветительская платформа позволяет показывать значимые события, находить ответы на актуальные вопросы и презентовать новшества в тюменской отрасли образования. С помощью нашего канала зрители знакомятся с потенциалом школ и детских садов города, достижениями способных детей и разработками талантливых педагогов.
Малыш в два года имеет полное право в своей речи неправильно произносить звуки, и это не причина торопиться к специалисту. Но вот если в этом возрасте он не говорит вообще, это повод задуматься. К этому времени ребенок уже должен обладать простейшей фразой. Например, говорить: «Мама, дай молока», а не просто указывать пальцем: «Ко!», что является нормой для одного года. В противном случае речь идет уже о задержке речевого развития, и вмешательство специалиста необходимо!
Следует обратить внимание на речь ребенка трех лет. В этом возрасте малыш может говорить неправильно: выпускать звуки, заменяя «р» на «л» или «ш» на «с» (может сказать не «рыба», а «лыба» или «ыба», не «шапка», а «сапка» это допустимо). Но если при разговоре у ребёнка речь невнятная и непонятна, и звуки просто трудно различить, то можно сказать, что у ребенка есть серьезная проблема, которая связана с нарушением центральной нервной системы, и работать с ней нужно не только логопеду, но и неврологу. Причем начать занятия необходимо как можно раньше, иначе к школе исправить этот недостаток просто не успеете.
В три года обязательно необходимо проконсультироваться. Ведь зачастую только специалист может услышать искажение таких, например, звуков, как «с» и «ш». Пока ребенок маленький и объем его речи небольшой, эти изъяны не видны. Но когда он подрастает, увеличиваются речевая нагрузка и словарь малыша, то это проявляется все сильнее, и к пяти годам предстает во всей красе. Однако работать над исправлением этого с возрастом становится все сложнее.
Итак, обратиться к логопеду следует в случае:
если ребёнок не говорит вообще или речь невнятная и малопонятная;
если ребенок произносит все звуки, но при этом не может выразить свои мысли словами;
если в его речи много запинок, заминок; например, он говорит «пять карандашов», «семь стулов», «много деревий», «у лисы родились лисёнки»; в словах ребенок переставляет, выпускает или добавляет звуки, слоги (не «стол», а «сотол», не «снеговик», а «сенговик», не «милиционер», а «мицанер»). Все обиходно-бытовые слова он должен говорить правильно;
если у ребёнка заикание, которое может возникнуть в возрасте 2 - 2,5 года. У него наблюдаются вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»);
если ребёнок говорил, и резко перестал говорить из-за психической травмы.
Учитель-логопед: Загоскина Е.А.