Ребенок с ОВЗ – ребенок с особенными возможностями здоровья, или ребенок с особыми потребностями. Его развитие, воспитание и обучение требует особых условий. Главная задача воспитания таких детей – создать условия, способствующие максимальному раскрытию личности.
Принятие диагноза.
Диагноз ребенка для родителей – стресс. Принятие диагноза и ситуации в среднем идет по следующему плану:
- Отрицание. Родители не хотят признавать диагноз, они проходят нескольких врачей. Сама идея спросить несколько врачебных мнений верная, но в данном случае это превращается в бесконечный бег с уже не раз подтвержденным диагнозом. Это опасно тем, что вместе с принятием оттягивается лечение, а некоторые заболевания требуют его незамедлительного начала.
- Гнев. Пока отсутствует план коррекции и реабилитации, родителей охватывает отчаяние и растерянность. В ответ на них возникает защитная реакция в виде гнева, направленного на себя, супруга, ребенка, врачей. На этом этапе важно как можно раньше познакомиться с другими семьями, где есть дети с ОВЗ, найти информацию об учреждениях, куда можно обратиться за помощью.
- Чувство вины. На этом этапе родители склонны обвинять себя в особенностях ребенка, искать причины в собственном поведении. В этом случае требуется помощь психолога.
- Эмоциональная адаптация. Родители принимают ребенка, себя, ситуацию. Преобладают позитивные установки, помогающие выработать навыки для создания счастливого будущего ребенка.
Прохождение этапов длится в среднем от полугода до года. Нужно пройти каждую из них. При застревании на одном из этапов показана работа с психологом. В противном случае родители не смогут корректно воспитывать ребенка.
Родители должны обратить внимание:
- на обеспечение для детей равных прав на образование;
- обучение навыкам самообслуживания;
- обучение отстаиванию своего мнения.
Реабилитация детей обязательно должна проходить в условиях взаимодействия, сотрудничества родителей, образовательных учреждений, психолога, социального работника, медика. Важна открытость, гуманность, профессионализм, ответственность в отношениях.
Недопустимо ограничивать самостоятельность ребенка, выполнять за него каждое действие. Нужно поощрять самообслуживание, обучать детей даже с тяжелыми степенями умственной отсталости.
Родители и педагоги обязаны:
- создать атмосферу доброжелательности и психологической безопасности;
- успехи ребенка сравнивать только с его же достижениями, а не другими детьми;
- стараться безоценочно принимать ребенка;
- ориентироваться на сохраненные навыки, положительные личностные качества как потенциал для коррекции;
- мыслить позитивно, не акцентировать внимание на особенностях;
- постепенно знакомить ребенка с его реальными особенностями, развивать таланты и способности, чем воспитывать чувство самоуважения и самоценности.
Среди видов деятельности выбирайте ту, что является ведущей для возраста, при этом учитывайте интересы ребенка, индивидуальные особенности ребенка и болезни. Кроме того, обязательно включите в корректирующую программу продуктивные виды деятельности, например, лепку, рисование. Творческая деятельность раскрывает потенциал личности, оказывает психотерапевтическое воздействие, развивает мелкую моторику, улучшает работу мозга.
Рекомендации родителям:
Вы узнали, что ваш ребенок с особыми образовательными потребностями. Что делать дальше?
- Прежде всего, обратитесь к психологу, (логопеду, дефектологу, если требуется) и медику, которые будут сопровождать развитие ребенка. Из профессионального источника узнайте обо всех тонкостях диагноза ребёнка, перспективах коррекции. Не занимайтесь самолечением и самостоятельной постановкой диагнозов через интернет.
- Не забывайте, что, несмотря на особенности, ребенок живет по общим закономерностям развития. Например, он, как и все дети, проходит возрастные кризисы. Только выраженность их будет ярче.
Как и другие дети, ваш ребенок сначала учится играть, а потом понимать и произносить речь. Самостоятельность его тоже нарастает постепенно. Изучите общие принципы развития детей и не забывайте про них.
- Следите за соблюдением режима дня, исполнением предписаний врачей, приемом таблеток, если это необходимо.
- Овладейте основами социальной и специальной педагогики, психологии. Попросите у сопровождающего психолога инструкцию для индивидуальных занятий с ребенком дома.
- Изучите правовые основы сопровождения ребенка с ОВЗ: Закон «Об образовании в РФ», ФГОС ОВЗ, СанПиН, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ и другие тематические документы.
- Составляйте план занятий на пару недель вперед. Разрабатывайте его вместе с педагогом, психологом, врачами.
- У большинства детей ОВЗ ниже активность центральной нервной системы, они быстрее устают. Не требуйте от них быстрых реакций, предоставьте больше времени на сон и отдых. Но обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
- Независимо от диагноза проводите игры на развитие ритма движений. Это могут быть любые задания на ритм, хлопки. Дополнительно подобные упражнения улучшают эмоциональный фон ребенка, способствуют развитию речи и внимания.
- Не ограничивайте самостоятельность ребенка в самообслуживании. Приобретите небьющуюся посуду, следите за безопасностью. Не злитесь на медлительность, например, в завязывании шнурков. Детям с ОВЗ нужно больше времени на приобретение навыков.
- Не забывайте про похвалу, но используйте разные ее формы, чтобы ребенок не начал относиться к ней как к чему-то естественному.
- Любое занятие стройте в три этапа: инструкция ребенку, помощь при необходимости, похвала успехов.
- Полезно вести дневник наблюдений, где фиксируются особенности развития, успехи, пройденные этапы. Ведите его постоянно, на каждом возрастном этапе. Отслеживайте динамику достижений.
- При игре и обучении ребенка старайтесь чередовать виды деятельности, выбирайте короткие задания. Постепенно усложняйте задачи, но не забывайте чередовать их с простыми заданиями, тем, что ребенок уже умеет.
- Каждую игру или цикл занятий начинайте и заканчивайте ситуацией успеха. Ситуация успеха – создание условий, с которыми ребенок обязательно справится. Подумайте, что удается вашему чаду лучше всего. Это и используйте.
Задачи родителей зависят от возраста ребенка:
- От рождения до 3 лет важно стимулировать психофизическое развитие. Основные методы: эмоциональное общение, прикосновения, объятия, слуховые и зрительные стимулы. В форме игры обучите ребенка активности, ориентации в пространстве, пониманию своего тела.
- 3–4 года. Нужно обратить внимание на развитие памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики, навыков общения и самообслуживания. В это время вместе со специалистами родители выбирают детский сад.
- 5-6 лет. Этап регулярного сотрудничества со специалистами. Вместе с психологом и врачами нужно выявить способности и интересы ребенка, обучить навыкам труда, самообслуживания, подготовить к школе, составить распорядок дня, выбрать будущее учебное заведение.
- Школьный период. Вместе с психолого-медико-педагогическим консилиумом родители реализуют индивидуальную программу сопровождения и развития ребенка.
Задачи обучения и программа коррекции подбирается индивидуально с учетом сохранных и нарушенных функций, ведущей особенности развития, диагноза, уровня речевого развития, интеллекта, двигательных возможностей. Обратитесь за этим к местному психологу, сопровождающему вашу семью.
Большинство детских садов, реабилитационных центров имеют штатного психолога, готового помочь. Некоторые учреждения организуют школы обучения для родителей, проводят лекции, индивидуальные консультации, работу в группах.