Тюменский образовательный канал – новый интернет-ресурс в медиа пространстве города. Современная информационно-просветительская платформа позволяет показывать значимые события, находить ответы на актуальные вопросы и презентовать новшества в тюменской отрасли образования. С помощью нашего канала зрители знакомятся с потенциалом школ и детских садов города, достижениями способных детей и разработками талантливых педагогов.
Ситуация, когда ребёнок жалуется на других детей в детском саду распространённая. Одни родители сразу спешат выяснять отношения с обидчиком, его родителями. Другие стараются не прислушиваться к детским жалобам, считая, что ребенок все это придумывает, чтобы оправдать нежелание идти в детский сад. Позиция, которая может помочь ребёнку заключается в «золотой середине».
В этой статье мы расскажем о том, что нужно делать, если ребенка обижают в детском коллективе.
Первые действия
Для начала нужно выяснить размер «катастрофы»: не игнорируйте жалобы ребёнка на некоего Васю, который дерется или отбирает игрушки. Расспросите как можно подробнее о том, кто этот обидчик, обижает ли он и других детей или ограничивается только вашим чадом, как его фамилия, при каких обстоятельствах он начинает переходить к действиям, как часто ведет себя таким образом.
Не спешите делать выводы и говорить ребенку, что Вася-Коля — плохой мальчик. Нужно сначала спокойно разобраться в ситуации.
Помните взрослые могут говорить только со взрослыми! Ни в коем случае родителю не стоит выяснять самому отношения с другим ребёнком.
Поддержите ребёнка, выслушайте его, не спешите перебивать, давать готовые советы, разделите его чувства.
А далее выбирайте одну из тактик, которые позволят обучить ребенка защищаться самостоятельно, ведь вы не можете присутствовать с ним рядом весь день, пока он находится в детском саду.
«Метод обозначения границ»
Обучите сына или дочь четко обрисовывать личные границы для окружающих – «Это мое, это трогать нельзя! Мне это не нравится. Я этого делать не буду!». Ребенок не должен глотать обиды, нужно научиться смело говорить «нападающему», что его поступки некрасивые, неприятные и четко усвоить «волшебную» детскую фразу: «Я с тобой не играю!», «Мне это не нравиться!»
Метод поиска союзников
Дошкольнику необходимо в трудной ситуации искать союзников и помощников. Он должен научиться проговаривать проблему и звать на помощь. При этом важно разъяснить, что между ябедой, который бегает жаловаться воспитателю по любому поводу и без него, и человеком, которому, действительно, нужна помощь, – большая разница.
Если конфликт между братьями и сёстрами:
Правило 1.Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт.
Правило 2.Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром.
Правило 3.Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?".Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора.
Правило 4.Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки.
Правило 5. Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя своими собственными детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. Не забудьте вслух объяснить своим детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают.
https://youtu.be/FvBpPoKen-Q - ссылка вебинар “Детские конфликты”.
Инфомацию подготовила педагог – психолог Батищева Елена Ярославовна