Тюменский образовательный канал – новый интернет-ресурс в медиа пространстве города. Современная информационно-просветительская платформа позволяет показывать значимые события, находить ответы на актуальные вопросы и презентовать новшества в тюменской отрасли образования. С помощью нашего канала зрители знакомятся с потенциалом школ и детских садов города, достижениями способных детей и разработками талантливых педагогов.
Темпы современной жизни стремительно ускоряются, что способствует предъявлению высоких требований и к подрастающему поколению. Материал, на изучение которого, раньше уходило несколько лет теперь, должен быть освоен в более короткие сроки. Те знания, которые давали детям 10-11 лет теперь ложатся грузом на 7-8 летних детей. Да и сама подготовка к школе сейчас по всей серьёзности и объёму необходимых знаний и умений может смело конкурировать с подготовкой в институт. И хотя такое сравнение вызывает улыбку, но, к сожалению это так. Нагрузка будущих первоклассников действительно серьёзная. К школе порой начинают готовиться с 3-4 лет, различные развивающие центры и авторские программы изобилуют разнообразием методик помогающих ребёнку учиться на отлично. Но, к сожалению порой даже и целенаправленная подготовка к школе не избавляет родителей от проблем. Об основных проблемах, с которыми может столкнуться будущий первоклассник мы и поговорим в этой статье.
Одной из основных трудностей, о которой говорят психологи и учителя это отсутствие учебной мотивации или недостаточная её сформированность. Для начала поясним, что учебная мотивация - это сформировавшаяся сложная система мотивов подчинённых одной цели получению новых знаний, развитию познавательных способностей ребёнка. Мотивация обучения не формируется сразу, как только ребёнку пора идти в школу, ей предшествует целый период дошкольного развития ребёнка, и в особенности его познавательной, интеллектуальной, эмоционально-личностной сферы. Поэтому и рекомендации по развитию учебной мотивации будут следующие:
- Первое и самое важное условие будьте сами позитивно настроены на успешное обучение ребёнка, старайтесь передавать ему свой оптимизм, настраивайте на хорошее. Старайтесь избегать негативных разговоров о школе, о чрезмерных трудностях и нагрузках при ребёнке.
- Поощряйте интерес ребёнка к знаниям, старайтесь каждый день узнавать, обсуждать с ним что-то новое. У детей с раннего возраста нужно прививать вкус к интеллектуальному, познавательному досугу, чтению книг, развивающим играм, занятиям, походам в музей, театр, просмотру познавательных фильмов и мультфильмов. Старайтесь и сами подавать ребёнку в этом пример;
- Говорите с детьми об особенностях школьного обучения. Старайтесь при этом делать уклон не на «скучную» для детей дисциплинарную сторону («тебе надо будет сидеть тихо и спокойно весь урок и быть внимательным!»), а стараться как можно эмоционально ярче окрашивать познавательную сторону обучения («в школе ты будешь каждый день узнавать что-то новое, это так интересно!»). Ведь произвольное внимание у младших школьников развито ещё не достаточно сильно, поэтому долго не отвлекаться и быть вовлечёнными в учебную деятельность дети могут быть тогда, когда они заинтересованы, искренне захвачены ею;
-Рассказывайте детям свои личные впечатления от школы, поделитесь тем, какие были ваши любимые предметы, учителя оставившие след в вашей памяти. Просмотр мультфильмов (особенно старых добрых советских) чтение детской литературы про школу (Например, «Филипок» А. Толстого) и их совместное обсуждение тоже помогут становлению учебной мотивации.
-Поскольку ведущей, основной деятельностью дошкольника является игра, то используйте её также для развития интереса к обучению. Можно предложить поиграть в школу с детьми, пришедшими в гости, или с любимыми игрушками ребёнка. Этим вы решаете ещё и дидактическую задачу (вы можете предложить провести урок по изучению букв, закрепить навыки счёта и т.д.) После этого можно предложить сделать серию творческих работ на тему школы («я первоклассник», «1 сентября», «моя школа» и т.д.)
-Дети любят мечтать и представлять себя в роли своей будущей профессии, поощряйте эти мечты. Старайтесь рассказывать о специфике «выбранной» ребёнком профессии, говорите, какие знания необходимы для этого, на какие предметы в школе тогда следует обратить особое внимание.
Также очень важно помимо мотивации к обучению развивать личностную, эмоциональную, коммуникативную сферы ребёнка. Если ребёнок не готов к принятию новой позиции – положению школьника имеющего круг обязанностей и прав, если у ребёнка недостаточно развита волевая сфера, низкий уровень самоконтроля, если есть неврологические заболевания, логопедические нарушения которым раньше не уделяли должного внимания, и наконец, если ребёнок слишком застенчив, тревожен плохо сходиться со сверстниками, то перечисленные факторы могут также вылиться в ряд взаимосвязанных проблем. Поэтому в этом случае рекомендацией родителям будет стараться решать вышеперечисленные проблемы (если они есть) до поступления ребёнка в школу. Если же этого не удалось сделать заранее, и вы видите, что ребёнок не справляется именно из-за эмоциональных, личностных, коммуникативных проблем, не стесняйтесь обратиться за помощью к школьному психологу и учителю.
И наконец, третий компонент психологической готовности ребёнка к школе это его интеллектуальная готовность, она включает в себя:
- дифференцированное восприятие, аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец и т.д.);
-развитой памятью, способностью к логическому запоминаю;
-развитой связной речью;
-достаточное развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.
Чтобы эта сфера не вызвала в будущем проблем в обучении старайтесь систематически тренировать аналитическое и логическое мышление, память, связную речь и моторику ребёнка.
-Пусть ежедневные, но не слишком утомительные (продолжительностью не больше 30 мин) занятия войдут у ребёнка в привычку.
-Не старайтесь охватить всё сразу, например в один день можно позаниматься в прописи, в другой дать задания по математике, в третий по русскому языку. Посоветуйтесь, если есть возможность с будущим учителем или воспитателем ребёнка, по какой программе лучше выполнять задания по подготовке к школе.
Выполняя систематически задания по интеллектуальной подготовке ребёнка к школе, вы тем самым, будете подготавливать и его волевую сферу, а также выработаете необходимую привычку к каждодневному интеллектуальному труду, что в свою очередь благоприятно скажется и на мотивационной и на личностной готовности к обучению.
Главное старайтесь заниматься с ребёнком в хорошем настроении с положительным настроем на работу, а также оптимистичным взглядом на возникающие трудности. Поддерживайте и вдохновляйте вашего будущего первоклассника каждый день и тогда действительно в школу он будет ходить только с радостью!
Педагог-психолог Батищева Елена Ярославовна