1 корпус:

г. Тюмень, ул. Александра Логунова, д. 8
+7 (3452) 338-300 (заведующий);
+7 (3452) 334-301 (медиц. кабинет, бухгалтерия)
ds158@obl72.ru
2 корпус:

г. Тюмень, ул. Николая Семенова, д. 21, кор. 2
+7 (3452) 543-510 (заведующий);
+7 (3452) 543-511 (медицинский кабинет, бухгалтерия)
ds158@obl72.ru
3 корпус:

г. Тюмень, ул. Павла Шарова, д. 11
+7 (3452) 283-883;
ds158@obl72.ru
4 корпус:

г. Тюмень, ул. Константина Посьета, д. 8 кор.1
+7 (3452) 393-531
ds158@obl72.ru

 Тюменский образовательный канал – новый интернет-ресурс в медиа пространстве города. Современная информационно-просветительская платформа позволяет показывать значимые события, находить ответы на актуальные вопросы и презентовать новшества в тюменской отрасли образования. С помощью нашего канала зрители знакомятся с потенциалом школ и детских садов города, достижениями способных детей и разработками талантливых педагогов.

Консультация для родителей "Развитие мышления у дошкольников"

05.02.2021, 586 просмотров.

Мыслительные операции не появляются из неоткуда, а являются результатом наслоения знаний: сначала идут какие-то вещи попроще, потом, когда малыш накопит определённый запас, происходит переход на ступеньку повыше. Именно так постепенно растёт интеллект и логика.

Но если почвы для развития нет, то даже у полностью здорового ребёнка высока вероятность появления задержки психического развития (ЗПР). Чего уж говорить о детях с какими-либо проблемами по речи, коммуникации и прочими нюансами? А ЗПР в свою очередь будет неизбежно тянуть за собой вереницу трудностей в школе.

У нас очень распространено мнение, что если сам ребёнок не глуп, то будет учиться хорошо, «а если, не очень умён, то тут ничего не поделаешь, не всем, же дано учиться».

Это является в корне неверным подходом, так как тут родители надеются на «авось» и с себя, полностью перекладывают ответственность за интеллектуальную готовность ребёнка.

Подавляющее большинство детей с особенностями развития, или просто те дети, которым требуется чуть больше времени и подхода чем другим, могут и умеют полноценно учиться, но, чтобы это делать им нужна твёрдая почва под ногами, а не мозаичные, хаотичные знания.

К школе должны созреть определённые области мозга. Это выражается в усложнении мышления. Проверить его состояние и поправить к первому классу то, что "не готово" в идеальном варианте может дошкольный педагог (например, психолог или дефектолог). Но на базовом уровне это в осуществимо и дома родителем.

Какие же такие мыслительные процессы должны созреть к школе?

Анализ — это выделение чего-либо по определённому признаку из множества. Например, самая простая задача на ранний возраст: "Найди всё красное". Когда ребёнок становится постарше и имеет какие-то знания, вопросы могут быть сложнее: "Найди все фрукты", а потом и вовсе приобретать несколько условий: "Найди жёлтые фрукты круглой формы".

Синтез - ещё одна важная базовая мыслительная операция, тесно связанная с анализом. Синтез появляется у ребёнка даже раньше, так как он связан с манипулированием предметами - из частей требуется собрать (синтезировать) целое. Классические игры на развитие синтеза - сложи картинку, пазлы, конструктор по образцу, кубики.

Вот почему ребёнку важно уметь оперировать, если не всеми, то хотя бы какими-то такими игрушками.

Сериация - способность упорядочивать предметы по определённому признаку. Например, выстраивать фигуры по уменьшению/увеличению, выполнять логические цепочки (красный круг, синий круг, красный круг и т.д.).

Самая ранняя игрушка из сериации всем известная пирамидка. В последствии сериация становится основой счёта и умения выстраивать причинно-следственные связи.

Сравнение - умение выделить признак, который чем-то объединяет все предметы или, наоборот, отличает их. Например: "Чем похожи торт и пирожное?" (Сладкие), "Чем отличаются эти треугольники?" (Один красный, а другой синий).

Самыми трудными для дошкольников являются сравнения в уме без наглядных картинок похожих категорий. Например, вопросы типа: "Чем кошка отличается от собаки?", "Чем похожи перчатка и шапка?"

Обобщение - в общем-то, по названию понятно, что тут требуется выделить один ключевой признак для всех предметов. Классический пример такого задания для 4-5-летки: "Лук, картошка и капуста. Как всё это назвать одним словом?"

Казалось бы, ерунда какая-то — это ваше обобщение. Ну обозвали группу овощей овощами - великое дело! Тем не менее, его отсутствие или явная слабость у ребёнка 6-7 лет могут привести к проблемам с другими мыслительными операциями. Развитое обобщение это основа обучения. Решив пару раз пример в школе, ребёнок запоминает примерный алгоритм и в будущем похожие задачи будут решаться быстрее и эффективнее, позволяя идти дальше и обучаться более сложным вещам. Без обобщения школьник будет долго топтаться вокруг одного и того же.

Классификация - разделение предметов на группы по конкретным признакам, например: "Эти игрушки деревянные, а эти пластиковые", "Это сливы, а это груши".

Конкретизация — это, напротив, переход от общего понятия к частному. Например, конкретизация понятия "стол" приведёт нас к тому, что стол-то бывает разным: обеденным, письменным, рабочим.

Абстракция - приходит после овладения анализом, синтезом, сравнением, обобщением и классификацией. Абстракция — это умение опустить несущественные детали и выделить главное. Это не самая простая задача и с ней справляются не только не все школьники, но даже не каждый взрослый. Если затруднения есть и у людей постарше, то что уж говорить про дошкольников? Тем не менее, некоторые моменты этой мыслительной операции в возрасте 6-7 лет уже могут присутствовать. Вот, например, типичный тест на абстрактное мышление к школе:

А что делать, если мышление не достаёт до должного уровня?

Если вы заметили, что ребёнку чего-то не хватает и самостоятельно вести занятия не представляется возможным, то, опять же, стоит обратиться к  детскому психологу, дефектологу, логопеду,  рассмотреть возможность дополнительного посещения занятий по  подготовке к школе - так шансы на успешное освоение школьной программы вырастут.

Если материальные или другие обстоятельства делают невозможными занятия с частным педагогом, а помочь ребёнку хочется, то сейчас в продаже есть масса книжек из серии "Тесты к школе", с тренировочными заданиями, которые могут помочь подтянуть мышление.

Ссылка на вебинар развитие творческого, гибкого мышления у дошкольников  https://youtu.be/nAGddCDS5C8  

Информацию подготовила педагог-психолог Батищева Елена Ярославовна

"На балу у Снежной Королевы" (встреча Нового 2013 года)
"Школа космонавтики - 2014"
День Победы!
 "Космическое путешествие"
Интеллектуальный конкурс "Почемучки"
 Театральные гастроли детей старшей группы "Пятачок"
 Педагогические чтения – 2013
 Широкая Масленица
8 марта - праздник мамы
 День Защитника Отечества

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!