Тюменский образовательный канал – новый интернет-ресурс в медиа пространстве города. Современная информационно-просветительская платформа позволяет показывать значимые события, находить ответы на актуальные вопросы и презентовать новшества в тюменской отрасли образования. С помощью нашего канала зрители знакомятся с потенциалом школ и детских садов города, достижениями способных детей и разработками талантливых педагогов.
Сегодня я Вам расскажу о таком методе развития детей, используемых в нашем детском саду – как психогимнастика.
Психогимнастика – специальные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы.
Психогимнастике под силу решить такие проблемы как: чрезмерная подвижность или моторная заторможенность, слабая концентрация внимания, истеричность, боязливость, замкнутость и пр.
Несмотря на наше современное время, дети, к сожалению, имеют бедную мимику, плохо скоординированные движения, порой отсутствует чувство ритма.
Мимика — это движение мышц лица, выражающее настроение, внутреннее состояние человека.
Жест – движения рук, тела, головы.
Пантомимика — выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.
Психологический этюд – это театральная игра, это театральная сценка, включающая в себя импровизацию, то есть сочинение в момент исполнения.
Он включает в себя: развитие речи, улучшение дикции, выработка интонации выразительности, закрепление связной речи, памяти, внимания и координацию движения. Можно использовать настольный театр, кукольный театр.
Хорошо известно, что главным спутников в жизни для малыша является его любимая игрушка, любимая кукла. Как много значит ее присутствие для детского сердца, ведь кукла может почти все: выслушать, развеселить, обрадовать, пожалеть. А если вдруг она «оживает», начинает говорить, двигаться, петь и танцевать, то вызывает огромный восторг в душе ребенка.
Здесь очень воспитательное значение. В дошкольном возрасте у ребенка формируются отношение к окружающему миру, его интересы, характер. Поэтому в этом возрасте необходимо показывать детям примеры доброты, дружбы, правдивости и трудолюбия. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь к нравственному, умственному, эстетическому воспитанию.
Сначала нужно ребенку подержать куклу, хорошо ее рассмотреть, пощупать. Попытаться определить какой у нее характер, голос, походка. Наводящими вопросами дать ребенку попытаться «оживить» куклу.
Задача театральных этюдов – развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё.
Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. Так, в этюде «Лисичка подслушивает», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.
Попробуйте вместе с ребёнком изобразить показать следующие образы:
Цветочки шевелят листочками – шевелить пальцами.
Ветер дует сильно, то слегка – педагог изображающий ветер может подойти к тому актеру, о котором идет речь, поближе и дуть на него то сильно, то слабо.
Пенек, сундук – должны так сложиться, чтобы на них было удобно сесть.
Ветвистый дуб – расставить руки, пальцы и двигать ими в разные стороны.
Прилетел ворон – махать руками, раскрывать рот, подражая птице.
Бабочки порхают – на носочках хаотично двигаются по сцене.
Этюд «Тише!»
Цель: развитие волевой саморегуляции.
Двое мышат должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на цыпочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише»! Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приложен к сжатым губам, брови «идут вверх».
Этюд «Кротость»
Цель этюда: выражение удовольствия, радости.
Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прищуривает глаза от удовольствия, мурлычет трется головой об его руки.
Игра «Шарфики»
Цель игры: расслабление мышц шеи.
Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, завязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейки.
Этюд «Любящие родители»
Цель этюда: выражение любви.
Мама-медведица и папа-медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама-медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа-медведь, с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам также тихонько покачивается. Мама-медведица передает медвежонка медведю. Теперь папа-медведь качает малыша, а мама-медведица смотрит на них ласково, с любовью. Выразительные движения: сложить перед собой руки, охватывая пальцами локоть другой руки, методично покачиваясь под музыку вправо-влево, на лице улыбка.