Тюменский образовательный канал – новый интернет-ресурс в медиа пространстве города. Современная информационно-просветительская платформа позволяет показывать значимые события, находить ответы на актуальные вопросы и презентовать новшества в тюменской отрасли образования. С помощью нашего канала зрители знакомятся с потенциалом школ и детских садов города, достижениями способных детей и разработками талантливых педагогов.
Этот вид памяти часто страдает у детей с синдромом Дауна, при нарушениях понимания обращённой речи, типа сенсорной алалии, иногда при аутизме. Однако такие проблемы могут встречаться и у нормы. В любом случае, это неприятная история, которая мешает учёбе и общению тем, что ребёнок:
Всё это происходит потому, что эхоическая память позволяет нам быстро в реальном времени обрабатывать словесный поток, тут же делая выводы и принимая какие-то решения. Но это возможно только если у неё достаточный объём. Человек с нормальной слуховой памятью услышит такое предложение: "Маша пошла в магазин, но не смогла купить мороженное потому, что забыла взять деньги" и воспримет картину целиком.
При сниженном объёме будут восприниматься лишь куски: "Маша пошла в магазин", "Купить мороженное смогла", "Взять деньги" и прочее. Склеить из всего этого единое целое очень сложно - слышимая информация отрывочная, местами бессвязная. Ребёнок быстро теряет нить и перестаёт вообще хоть что-то понимать.
Как понять, что шалит именно эхо-память, а не дело, скажем, в банальной невнимательности? По методу Лурии можно зачитать ребёнку старше пяти лет 10 произвольных слов. Это должны быть никак не связанные между собой существительные в именительном падеже. После чего надо попросить малыша назвать всё, что запомнил, в любом порядке. Норма эхоической памяти для детей от 5 лет около 4-6 слов (чем больше, тем лучше). Если ребёнок называет меньше, то это "звоночек", что память нуждается в тренировке.
Но даже если нет проблем, я всё равно советую поработать с ней, так как занятия ниже идут в основном в игровой форме и помогают не только отладить память, но и слуховое внимание, управляемость поведения. Это всегда плюсик "в копилочку" развития.
Я уже выкладывала информацию по работе с эхоической памятью с детьми помладше. В этом посте речь пойдёт о тренировке примерно 5-8-леток. Но прежде чем описывать варианты, я напоминаю, что любые игры нужно всегда подстраивать под своего ребёнка - ориентиром должен служить он. И если понятно, что с чем-то он не справится/не поймёт, то задание имеет смысл немного упростить, чтобы оно было пусть сложным, но не невыполнимым.
Игры на развитие эхоической памяти
"Делёжка":
Легенда игры такова: две игрушки поссорились и теперь делят общие вещи, скажем "Мишка хочет забрать два мячика, а кукла - три чашки".
Просьба заявляется именно в виде двойной инструкции, чтобы ребёнок тренировал удержание информации в голове. Если будет забывать (это нормально, особенно вначале) можно пару раз напомнить, что надо делать.
Вещи подбираете на своё усмотрение, но лучше заранее заготовить комплект на 3-5 таких просьб, чтобы ребёнок, по крайней мере поначалу, не тратил время на поиск, забывая вторую просьбу.
"Стройка домика"
Нужны фигуры из цветного картона: прямоугольник (фундамент), квадрат (стена дома) и треугольник (крыша). Каждая фигура должна быть представлена в количестве 3-4 шт. разного цвета. По вашей просьбе (или по просьбе игрушки) ребёнок собирает из них домики, скажем: "Красный фундамент, белые стены и черная крыша".
"Выполнение инструкции на слух"
Малыш должен выполнить серию движений по вашей просьбе, например: "Повернись направо, повернись налево, прыгни".
Это тренирует не только эхоическую память, но и проприоцепцию (понимание положения тела в пространстве), что особенно важно для СДВГшек, диспраксиков и аутистов - у них проприоцепция почти всегда нарушена. Но не стремитесь польстить себе или ребёнку - выбирайте простые, понятные движения, так как тут мы всё же больше работаем над слуховой памятью/вниманием.
"Разложи по порядку"
Берёте 4-6 карточек со знакомыми ребёнку изображениями. Называете их в любом порядке, например: "Картофель, зебра, слон, стул", а малыш должен разложить карточки в той очерёдности, которую вы назвали.
"Паровоз"
Нужен поезд (можно рисованный) из 3-4 вагонов. Ребёнку надо по словесной инструкции рассадить игрушек-пассажиров в те вагоны, которые вы назовёте, допустим: "Корова едет во втором вагоне, петушок в первом, а мишка в третьем".
"Мешочек"
Малыш кладёт в мешок, допустим, мячик и говорит: "Мячик". Потом вы добавляете свой предмет, но называете не только его, но и предыдущую вещь. Получается, скажем: "Мячик, ручка", после чего вы отдаёте мешочек малышу, который точно так же должен добавить ещё один предмет и повторить всё, что уже было сложено в мешок + название новой вещи.
"Пропущенное слово"
Называете произвольную последовательность слов: "Гусь, лопата, машина, дрова, небо". Потом повторяете её же, но "теряя" середину: "Гусь, лопата ... дрова, небо". Ребенок должен назвать то, что вы "забыли".
В середине лучше располагать слово, которое чем-то приятно для ребенка и вызывает у него положительный отклик - так больше вероятность, что он запомнит, так как дети с нарушением эхоической памяти чаще всего забывают именно середину.
"Поиск ответа в только что услышанной информации"
Попросите слушать максимально внимательно, после чего рассказываете короткий произвольный рассказ, в конце задавая вопрос. Например: "Маша подарила Саше машинку, а Саша Свете куклу." Даёте малышу несколько секунд времени услышать и переварить, после чего спрашиваете:"Кому подарили машинку?"
Это самый простой вариант. Когда ребенок научится обращаться с ним, можно добавлять больше подробностей, персонажей, спрашивать сразу несколько вопросов.
"Магазин"
Надо попросить малыша сходить "в магазин" (в соседнюю комнату) и принести оттуда определённый список "покупок". Вещи для покупок нужно разложить заранее.
Похожа на "Магазин" игра "Помогатель": в ней родитель что-то "готовит" и просит малыша принести определённые овощи/фрукты/продукты.
Если в игрушечном варианте продуктов/товаров нет или просто не хочется разводить бардак, то можно воспользоваться карточками.
"Пары слов"
Вы называете несколько пар слов, которые легко объединить по смыслу, например: "Кошка - молоко", "Сапог - нога", "Рыба - море". Эти пары нужно повторить 2-3 раза. Потом вы говорите первое слово, например, "Рыба", а ребёнок должен дополнить его парой - "Море".
Материал подготовила педагог-психолог Батищева Елена Ярославовна