1 корпус:

г. Тюмень, ул. Александра Логунова, д. 8
+7 (3452) 338-300 (заведующий);
+7 (3452) 334-301 (медиц. кабинет, бухгалтерия)
ds158@obl72.ru
2 корпус:

г. Тюмень, ул. Николая Семенова, д. 21, кор. 2
+7 (3452) 543-510 (заведующий);
+7 (3452) 543-511 (медицинский кабинет, бухгалтерия)
ds158@obl72.ru
3 корпус:

г. Тюмень, ул. Павла Шарова, д. 11
+7 (3452) 283-883;
ds158@obl72.ru
4 корпус:

г. Тюмень, ул. Константина Посьета, д. 8 кор.1
+7 (3452) 393-531
ds158@obl72.ru

 Тюменский образовательный канал – новый интернет-ресурс в медиа пространстве города. Современная информационно-просветительская платформа позволяет показывать значимые события, находить ответы на актуальные вопросы и презентовать новшества в тюменской отрасли образования. С помощью нашего канала зрители знакомятся с потенциалом школ и детских садов города, достижениями способных детей и разработками талантливых педагогов.

Ребёнок "витает в облаках" на занятиях и плохо строит диалог? - причиной могут быть проблемы с эхоической памятью

09.11.2021, 339 просмотров.

Ребёнок "витает в облаках" на занятиях и плохо строит диалог? - причиной могут быть проблемы с эхоической памятью

Этот вид памяти часто страдает у детей с синдромом Дауна, при нарушениях понимания обращённой речи, типа сенсорной алалии, иногда при аутизме. Однако такие проблемы могут встречаться и у нормы. В любом случае, это неприятная история, которая мешает учёбе и общению тем, что ребёнок:

  • - Нередко нуждается в том, чтобы информацию повторили 2-3 раза или сам себе её повторяет, словно бы для лучшего понимания;
  • - Склонен путаться/забывать инструкции из нескольких составляющих;
  • - Отвлекается на занятиях;
  • - Плохо строит диалог, отвечает невпопад;
  • - Имеет трудности с диктантами - постоянно забывает и пропускает слова;
  • - С трудом пересказывает услышанное;
  • - Плохо считает в уме, решая примеры на слух;
  • - Испытывает проблемы с просмотром фильмов/мультиков/спектаклей/передач - запоминает только яркие отрывки, но единую картину не видит и на диалогах откровенно скучает.

Всё это происходит потому, что эхоическая память позволяет нам быстро в реальном времени обрабатывать словесный поток, тут же делая выводы и принимая какие-то решения. Но это возможно только если у неё достаточный объём. Человек с нормальной слуховой памятью услышит такое предложение: "Маша пошла в магазин, но не смогла купить мороженное потому, что забыла взять деньги" и воспримет картину целиком.

При сниженном объёме будут восприниматься лишь куски: "Маша пошла в магазин", "Купить мороженное смогла", "Взять деньги" и прочее. Склеить из всего этого единое целое очень сложно - слышимая информация отрывочная, местами бессвязная. Ребёнок быстро теряет нить и перестаёт вообще хоть что-то понимать.

Как понять, что шалит именно эхо-память, а не дело, скажем, в банальной невнимательности? По методу Лурии можно зачитать ребёнку старше пяти лет 10 произвольных слов. Это должны быть никак не связанные между собой существительные в именительном падеже. После чего надо попросить малыша назвать всё, что запомнил, в любом порядке. Норма эхоической памяти для детей от 5 лет около 4-6 слов (чем больше, тем лучше). Если ребёнок называет меньше, то это "звоночек", что память нуждается в тренировке.

Но даже если нет проблем, я всё равно советую поработать с ней, так как занятия ниже идут в основном в игровой форме и помогают не только отладить память, но и слуховое внимание, управляемость поведения. Это всегда плюсик "в копилочку" развития.

Я уже выкладывала информацию по работе с эхоической памятью с детьми помладше. В этом посте речь пойдёт о тренировке примерно 5-8-леток. Но прежде чем описывать варианты, я напоминаю, что любые игры нужно всегда подстраивать под своего ребёнка - ориентиром должен служить он. И если понятно, что с чем-то он не справится/не поймёт, то задание имеет смысл немного упростить, чтобы оно было пусть сложным, но не невыполнимым.

Игры на развитие эхоической памяти

"Делёжка":

Легенда игры такова: две игрушки поссорились и теперь делят общие вещи, скажем "Мишка хочет забрать два мячика, а кукла - три чашки".

Просьба заявляется именно в виде двойной инструкции, чтобы ребёнок тренировал удержание информации в голове. Если будет забывать (это нормально, особенно вначале) можно пару раз напомнить, что надо делать.

Вещи подбираете на своё усмотрение, но лучше заранее заготовить комплект на 3-5 таких просьб, чтобы ребёнок, по крайней мере поначалу, не тратил время на поиск, забывая вторую просьбу.

"Стройка домика"

Нужны фигуры из цветного картона: прямоугольник (фундамент), квадрат (стена дома) и треугольник (крыша). Каждая фигура должна быть представлена в количестве 3-4 шт. разного цвета. По вашей просьбе (или по просьбе игрушки) ребёнок собирает из них домики, скажем: "Красный фундамент, белые стены и черная крыша".

"Выполнение инструкции на слух"

Малыш должен выполнить серию движений по вашей просьбе, например: "Повернись направо, повернись налево, прыгни".

Это тренирует не только эхоическую память, но и проприоцепцию (понимание положения тела в пространстве), что особенно важно для СДВГшек, диспраксиков и аутистов - у них проприоцепция почти всегда нарушена. Но не стремитесь польстить себе или ребёнку - выбирайте простые, понятные движения, так как тут мы всё же больше работаем над слуховой памятью/вниманием.

"Разложи по порядку"

Берёте 4-6 карточек со знакомыми ребёнку изображениями. Называете их в любом порядке, например: "Картофель, зебра, слон, стул", а малыш должен разложить карточки в той очерёдности, которую вы назвали.

"Паровоз"

Нужен поезд (можно рисованный) из 3-4 вагонов. Ребёнку надо по словесной инструкции рассадить игрушек-пассажиров в те вагоны, которые вы назовёте, допустим: "Корова едет во втором вагоне, петушок в первом, а мишка в третьем".

"Мешочек"

Малыш кладёт в мешок, допустим, мячик и говорит: "Мячик". Потом вы добавляете свой предмет, но называете не только его, но и предыдущую вещь. Получается, скажем: "Мячик, ручка", после чего вы отдаёте мешочек малышу, который точно так же должен добавить ещё один предмет и повторить всё, что уже было сложено в мешок + название новой вещи.

"Пропущенное слово"

Называете произвольную последовательность слов: "Гусь, лопата, машина, дрова, небо". Потом повторяете её же, но "теряя" середину: "Гусь, лопата ... дрова, небо". Ребенок должен назвать то, что вы "забыли".

В середине лучше располагать слово, которое чем-то приятно для ребенка и вызывает у него положительный отклик - так больше вероятность, что он запомнит, так как дети с нарушением эхоической памяти чаще всего забывают именно середину.

"Поиск ответа в только что услышанной информации"

Попросите слушать максимально внимательно, после чего рассказываете короткий произвольный рассказ, в конце задавая вопрос. Например: "Маша подарила Саше машинку, а Саша Свете куклу." Даёте малышу несколько секунд времени услышать и переварить, после чего спрашиваете:"Кому подарили машинку?"

Это самый простой вариант. Когда ребенок научится обращаться с ним, можно добавлять больше подробностей, персонажей, спрашивать сразу несколько вопросов.

"Магазин"

Надо попросить малыша сходить "в магазин" (в соседнюю комнату) и принести оттуда определённый список "покупок". Вещи для покупок нужно разложить заранее.

Похожа на "Магазин" игра "Помогатель": в ней родитель что-то "готовит" и просит малыша принести определённые овощи/фрукты/продукты.

Если в игрушечном варианте продуктов/товаров нет или просто не хочется разводить бардак, то можно воспользоваться карточками.

"Пары слов"

Вы называете несколько пар слов, которые легко объединить по смыслу, например: "Кошка - молоко", "Сапог - нога", "Рыба - море". Эти пары нужно повторить 2-3 раза. Потом вы говорите первое слово, например, "Рыба", а ребёнок должен дополнить его парой - "Море".

Материал подготовила педагог-психолог Батищева Елена Ярославовна

 

"На балу у Снежной Королевы" (встреча Нового 2013 года)
"Школа космонавтики - 2014"
День Победы!
 "Космическое путешествие"
Интеллектуальный конкурс "Почемучки"
 Театральные гастроли детей старшей группы "Пятачок"
 Педагогические чтения – 2013
 Широкая Масленица
8 марта - праздник мамы
 День Защитника Отечества

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!