Тюменский образовательный канал – новый интернет-ресурс в медиа пространстве города. Современная информационно-просветительская платформа позволяет показывать значимые события, находить ответы на актуальные вопросы и презентовать новшества в тюменской отрасли образования. С помощью нашего канала зрители знакомятся с потенциалом школ и детских садов города, достижениями способных детей и разработками талантливых педагогов.
Чем полезны игры на развитие ассоциативного мышления?
Познавательная сфера ребенка активно развивается в процессе игровой деятельности. И роль ассоциативных игр в этом развитии очень сложно переоценить.
Ассоциация — это сформированная и закрепленная в сознании человека взаимосвязь предметов, явлений, образов. В результате этой взаимосвязи при упоминании одного образа в памяти всплывает множество других, так или иначе относящихся друг к другу.
Что развивают данные игры?
* речь;
* образное мышление;
* память;
* логику;
* внимание;
* словарный запас;
* коммуникативные навыки.
Самыми доступными являются вербальные ассоциативные игры. Эти игры заключаются в том, чтобы подобрать ассоциацию на слово.
Вербальные ассоциативные игры можно поделить на следующие группы:
* по сходству (солнце-шар-мяч-одуванчик);
* по противоположности (горячо-холодно, весело-грустно);
* по пространственно-временному признаку (зима-холод-снеговик);
* по причинно-следственному признаку (туча-дождь-лужа-мокро).
Примеры ассоциативных игр:
«Цепочка ассоциаций»
Наиболее простой вариант игры. Необходимо придумать ассоциацию на слово, сказанное предыдущим игроком, создавая длинную цепочку без повторений.
«Объясни ассоциацию». В этом варианте игры нужно не просто придумать ассоциацию на заданное слово, но еще и объяснить, почему именно эта ассоциация подходит. Такая игра не только способствует развитию ассоциативного мышления, но и развитию связной речи ребёнка.
Для детей дошкольного возраста целесообразно использовать не только словесный вариант игр. Отличным вариантом для них станет «Игра-перевоплощение». Например, мы стали животным. Что делает это животное? Как они кушают? Как спят? Как умываются? Как охотятся? Необходимо перенести «образ животного» на себя. То есть передние лапы – наши руки, ходим на четвереньках, и т.д. Слова заменяются голосом животного. Можно усложнить задание и попросить ребёнка с помощью голоса животного передать, эмоции и какие-то слова.
«Давай сравним». Необходимо описать предмет стараясь назвать, на что он похож по форме \ цвету \ размеру \ выполняемой функции и.т.д.
Например: Желтый цветочек, как солнышко; Ветер дует, как фен;
Ботинки грязные, как посуда после обеда и.т.д. Ребенок быстро подхватит и начнет тоже активно сравнивать. В такой игре можно использовать не только различные карточки и предметы, но и играть на прогулке сравнивая предметы и явления окружающего мира.
«Что сначала, что потом?».
Ребёнку даётся пара слов, например машина и грязь. Необходимо составить цепочку ассоциаций, которая приведет от одного слова к другому. Например: машина, колеса, лужа, грязь.
«Шифровка».
Взрослый загадывает слово и говорит, к какой теме оно относится (цветы, транспорт и.т.д.), а ребенок старается отгадать, задавая вопросы по ассоциации. То есть, например такие: «Что общего у этого транспорта с машиной?», «На какой фрукт похож этот цветок по форме?» и.т.д.
«Мы вместе»
Ребёнку предлагается несколько предметов, сначала необходимо назвать, что их объединяет, а затем чем они различаются.
Ассоциации помогают ребенку познавать мир, находить связи между независимыми на первый взгляд утверждениями. Это приводит к появлению нестандартных решений. Развивается и поднимается на новый уровень воображение, интуиция ребенка.