Что такое нормальное речевое развитие.
Развитие речи в норме описано ВОЗ, педиатрами, неврологами, психологами и логопедами. Многолетний опыт изучения речевого развития ребенка позволяет выделить определенные этапы и опираться на него в процессе работы с детьми. Речевое развитие – сложный и длительный и многогранный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. К речевому развитию относят также способность составлять предложения, словосочетания, изменять слова по падежам и временам.
Что же такое нормальное речевое развитие?
Психологи и логопеды выделяют три основных периода в развитии речи:
-Подготовительный (от рождения до года);
-Преддошкольный (от года до 3 лет);
-Дошкольный (от 3 до 7 лет).
Эти периоды разделяются на более мелкие этапы. В каждый из периодов ребенок – при нормальном речевом воспитании и развитии – овладевает определенными навыками общения, учится конкретным вещам. Чем старше ребенок, тем обширнее и разнообразнее должен быть его лексический багаж, тем легче он вступает в контакт с окружающими. Если какой-то этап упущен, развитие остановлено (например, к трем годам ребенок все еще находится на стадии «гуления»), то норма нарушена, необходимо обратиться к специалистам за помощью.
Родителям надо знать речевые возрастные нормы и формировать навыки овладения речью, не завышая их, но и не занижая. Разучивать стихи и песенки, соответствующие возрасту ребенка.
Речь ребенка от 2 месяцев до года.
Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.
- Гуление. От 2 до 5 месяцев.
- Ребенок начинает интонировать свой крик, обозначая свое состояние. Появляются гукающие звуки, они сочетаются с гласными, возникают в общении с родителями, и это – первое осознанное общение ребенка со взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это же время можно увидеть первую улыбку, услышать первый смех ребенка.
- Лепет. От 5 месяцев до года.
- Этот период длится дольше всех. Появляются слоги (ла, да, па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и первые слова, для начала – состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба, ма-ма). Речевой аппарат уже настроен для совершения разных движений, слышатся своеобразные звуковые сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).
- Первые слова.
- К первому году жизни ребенок учится произносить свои первые слова. Обычно их около 20-25. И состоят они из одинаковых слогов. В этот период ребенок начинает соотносить то, что он произносит с конкретными действиями, людьми, предметами (появление мамы – «ма-ма» и т.п.). Малыш в это время очень активно занимается с игрушками, узнает их названия, способен услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея самостоятельно его называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек найдет кошку).
Следующий год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития речи в период от 1 до 2 лет:
- -Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
- -Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
- -Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная.
- -К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
- -Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.
- -Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
- -Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. -Употребляет местоимения и прилагательные.
- -Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. -Добавляются наречия: тут, здесь.
Речевое развитие ребенка 2-3 летнего возраста.
-Ребенок понимает и следует простым инструкциям.
-Строит предложения из 2-3 слов.
-Сокращает слова
-Речь понятна окружающим в половине случаев.
-Пользуется местоимениями «мне», «ты», «я».
Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет.
Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:
- -В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
- -Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
- -Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
- -Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
- -Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
- -Возникают сложности с буквами «л» и «р».
- -Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
- -Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
- -Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
- -Умеют рассуждать и делать выводы.
- -Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
- -Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вкусный) и действия (мама спит, папа пришел).
Нормы речевого развития от 4 до 5 лет
В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:
- -Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
- -Точно называет предметы и их качества.
- -Придумывает собственные слова и даже стихи.
- -В речи много прилагательных, предлогов.
- -Становится больше личных местоимений
- -Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
- -Происходит овладение монологической речью и пересказом.
- -Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
- -Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
- -Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
- -Говорит не быстро.
- -Использует выразительную интонацию для чтения стихов.