1 корпус:

г. Тюмень, ул. Александра Логунова, д. 8
+7 (3452) 338-300 (заведующий);
+7 (3452) 334-301 (медиц. кабинет, бухгалтерия)
ds158@obl72.ru
2 корпус:

г. Тюмень, ул. Николая Семенова, д. 21, кор. 2
+7 (3452) 543-510 (заведующий);
+7 (3452) 543-511 (медицинский кабинет, бухгалтерия)
ds158@obl72.ru
3 корпус:

г. Тюмень, ул. Павла Шарова, д. 11
+7 (3452) 283-883;
ds158@obl72.ru
4 корпус:

г. Тюмень, ул. Константина Посьета, д. 8 кор.1
+7 (3452) 393-531
ds158@obl72.ru

 Тюменский образовательный канал – новый интернет-ресурс в медиа пространстве города. Современная информационно-просветительская платформа позволяет показывать значимые события, находить ответы на актуальные вопросы и презентовать новшества в тюменской отрасли образования. С помощью нашего канала зрители знакомятся с потенциалом школ и детских садов города, достижениями способных детей и разработками талантливых педагогов.

Грамматический строй речи старших дошкольников

15.11.2022, 140 просмотров.

Грамматический строй речи старших дошкольников

Большое значение имеет решение проблемных речевых задач, в которых дети учатся самостоятельно, творчески применять имеющийся опыт. Например, в игре «Узнай, кто это?», включенной в структуру домашней игры, родитель, а затем и сами дети изображают движения, характерные для той или иной профессии, рода занятий людей.

Помимо обучения словоизменению и словообразованию организуются специальные виды работы по формированию синтаксической стороны речи. Это пересказ и рассказывание в ситуации письменной речи: ребенок не просто говорит, а как бы диктует свой рассказ,  родитель записывает его. Такой прием замедляет темп речи ребенка, позволяет ему заранее продумывать высказывание, вносить в него исправления.

При отгадывании складывается ситуация, требующая от ребенка умения самостоятельно образовывать некоторые слова (поскольку не все обозначения (названия) детям известны). Руководя игрой,  родитель  поощряет поиск детей, хвалит, если слово образовано правильно, или подсказывает, если дети испытывают затруднения: «Катается с гор на лыжах — горнолыж...» (горнолыжник). Поощрением является и игровое правило: загадывает новую загадку тот, кто правильно отгадал предыдущую.

При проведении игры «Наш теремок», в которой дети обучаются разным способам называния детенышей животных (у лисы — лисенок, у овцы — ягненок, барашек; у обезьяны — обезьянка, у жирафа — детеныш жирафа). Малоактивные дети должны получить картинки, которых нет у детей более инициативных. В этих условиях ребенок имеет большую возможность самостоятельно решить задачу, следуя образцу ответа товарища, у которого картинка с детенышем жирафа, а у него — с детенышем бегемота.

Детям предоставляется возможность самостоятельно образовывать, сравнивая с образцом, трудные, традиционные формы слов (ботинок, чулок, носков, тапочек и др.). В упражнении можно сочетать стихотворные строки с рассматриванием картинок-под- сказок: «Мы увидели сорок без ... (ботинок) и ... (чулок) и щенков без ... (носков)» и т. д.

Детям сообщают некоторые грамматические правила, например: «Слово пальто не изменяется. Мы говорим: надеть пальто, у пальто красивые карманы. Не изменяются слова: пианино, кофе, какао и др.». Дети упражняются в правильном использовании неизменяемых существительных и в дидактических играх «Магазин», «Ателье».

Грамматический материал закрепляется как при проведении известных, так и некоторых новых и игровых упражнений: «Чего не хватает портнихе для работы?» (на образование форм существительных в родительном падеже); «Мишка и Буратино разговаривают по телефону» (на спряжение глагола «звонить»); «Угадай, где я был» (на образование форм винительного падежа множественного числа существительных, обозначающих животных); «Размытое письмо» (на распространение сложного предложения, активизацию сложноподчиненных предложений); «Три линейки», «Парные картинки» (на усвоение принадлежности существительных к определенному роду) и другие игры и упражнения.

Большое значение для совершенствования синтаксической структуры предложения в речи детей, для освоения способов выражения прямой речи имеют игры-драматизации по мотивам знакомых народных сказок. Освоение способов перевода прямой речи в косвенную успешно осуществляется в процессе пересказывания литературных произведений от лица разных персонажей.

Материал подготовила: учитель-логопед Волов Ольга Петровна

М

 

"На балу у Снежной Королевы" (встреча Нового 2013 года)
"Школа космонавтики - 2014"
День Победы!
 "Космическое путешествие"
Интеллектуальный конкурс "Почемучки"
 Театральные гастроли детей старшей группы "Пятачок"
 Педагогические чтения – 2013
 Широкая Масленица
8 марта - праздник мамы
 День Защитника Отечества

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!