Игры для развития речи и мышления
27.01.2021, 419 просмотров.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения:
- Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
- Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.
- Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме.
- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Готовиться к школе интересней в игре! С этим трудно поспорить. И для ребёнка, и для родителей так важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для ребёнка игра с родными - самый радостный и комфортный способ познания мира.
Игры, развивающие речь ребёнка:
- Испорченный телефон
- Проговаривание чистоговорок, скороговорок
- Назвать больше слов по теме. По очереди называть слова, обозначающие известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена, стран и т.д..
- Назвать все известные предметы одного и того же цвета. Например: жёлтого - лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного - помидор, перец, кровь и т.д.
- Игра скажи наоборот. Например: горячий - холодный, тёмный - светлый, высокий - низкий, худой - толстый и т.д.
- Назвать любые слова на определённую букву (
- Угадай, что я хочу сказать. Произнесите первый слог в каком-либо слове, и попросите ребёнка угадать (подобрать) все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте по очереди
- Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа). Например: предложите ребёнку взять карандаш и положить его между компьютером и книгой, или на третью полку в правом ряду, или справа от телевизора.
- Придумай загадку. Опишите предмет (животное), используя прилагательные и/или глаголы. Например: жёлтый, овальный, кислый (созрел) – лимон.
Некоторые рекомендации родителям по развитию речи ребёнка:
Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли.
Помогать ребёнку описывать предметы, события и явления как можно более подробно. Границы познаний ребёнка при этом расширяются и его речь обогащается.
Учить ребёнка находить и придумывать рифмы.
Чаще применять самим и поощрять использование детьми поговорок, пословиц и распространенных выражений.
Учить ребёнка придумывать и загадывать загадки.
Учить придумывать смешные истории.
Желаем успеха!
Учитель-логопед: Гладкова Наталья Викторовна