Тюменский образовательный канал – новый интернет-ресурс в медиа пространстве города. Современная информационно-просветительская платформа позволяет показывать значимые события, находить ответы на актуальные вопросы и презентовать новшества в тюменской отрасли образования. С помощью нашего канала зрители знакомятся с потенциалом школ и детских садов города, достижениями способных детей и разработками талантливых педагогов.
«Ушки на макушке»
Цель: Развитие слухового внимания и неречевого слуха. Покажите ребёнку различные предметы (стеклянный стакан, ложка, лист бумаги, деревянный кубик, пластиковый стаканчик, пластиковая ложка или вилка и др.) продемонстрируйте, как они звучат, постучав ими друг о друга, прошуршав бумагой. Затем предложите ребёнку отвернуться и отгадать, какой предмет звучал?
«Горячо – Холодно»
Ребёнок закрывает глаза и считает до 10. В это время взрослый прячет игрушку в комнате. Ребёнок ищет предмет, внимательно слушая инструкцию взрослого: «Холодно» - значит поиск в неверном направлении, а если «Горячо», - смело продолжай искать. Затем роли меняются. Ребёнок прячет и даёт инструкцию взрослому. Взрослый ищет спрятанный предмет.
Игры, направленные на увеличение объёма слухоречевой памяти.
Слухоречевая память – это важный вид памяти, который отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Такой памятью обладает любой, а вот ее объем, то есть количество сохраненной в памяти информации, у каждого свой. У кого-то объем большой, у кого-то – достаточный, а у кого-то – незначительный. А между тем именно на ресурсах слухоречевой памяти построено обучение, особенно школьное.
Простейшую диагностику развития слухоречевой памяти детей можно провести посредством небольшого теста. Попросите ребенка 4-6 лет повторить за вами 4-6 слов в таком же порядке. Обратите внимание, все ли слова повторил ребенок, сохранил ли он порядок произнесения слов.
«Повтори, не ошибись»
Предлагается повторение ряда слов (начиная с двух и постепенно увеличивая количество) в названном порядке. Такую игру можно разнообразить с помощью игрушек или любых предметов: ребенок сначала повторяет цепочку слов, а затем выбирает названные игрушки из всех предложенных.
«Паровозик»
Возьмите три листа бумаги, можно цветной, выложите в ряд. Напишите на каждом листе цифры слева направо: 1, 2, 3. Это вагоны. Слева от первого вагона можете разместить паровоз. Пусть ребенок вырежет его, приклеит колеса к паровозу и вагонам. Творчество всегда кстати! Поезд везет зверей (из числа имеющихся игрушек) или груз (любые предметы – крышка от бутылки, карандаш, мячик и т.д.) «Посадка» по вагонам – точно в соответствии с вашим списком, предъявленным ребенку на слух. (То есть аналогично игре «Повтори, не ошибись».) Количество вагонов можете увеличить.
«Магазин»
Ребенку предлагается запомнить продукты, которые нужно купить в магазине. (Количество их может увеличиваться). Выдайте малышу детскую сумочку или настоящую авоську. Пусть отправляется за покупками за ближайший поворот в квартире. Покупки могут быть воображаемыми, могут имитироваться листами скомканной газеты, нарисованными картинками, а могут быть игрушечными, если у вас в арсенале есть таковые.
«Повтори наоборот»
Взрослый называет цепочку из слов, а ребенок повторяет их в обратном порядке. Усложнением этой игры будет включение ряда слов одной смысловой группы в предложение. Например, дедушка принес из леса лисички, сыроежки, подосиновики и боровики. В этом случае ребенок сознательно запоминает названия грибов и их последовательность, а начало предложения можно определить логически.
«Бесконечная фраза»
Взрослый начинает фразу: птица поет. Ребенок добавляет: птица поет песню. Взрослый: птица поет звонкую песню. И далее – чередуясь: птица поет звонкую песню о лете. На ветке птица поет звонкую песню о лете. На ветке березы птица поет звонкую песню о лете. На ветке раскидистой березы птица поет звонкую песню о лете. И так далее. Эта игра развивает не только память, но и фантазию, формирует у ребенка представление о развернутой фразе, о красивой речи.