Как разговорить молчуна?
27.01.2021, 388 просмотров.
Причины Задержки Речевого Развития:
- Наличие негрубой родовой травмы;
- Длительные соматические заболевания в раннем детстве;
- Неблагоприятное воздействие речевой среды;
- Дефицит общения.
!!! Поэтому если ребенок не заговорил к 2 годам, необходимо проконсультироваться у врачей (невролог, лор, психиатр) и логопедов.
Как формировать у ребенка потребность говорить?
- Понаблюдайте за ним и запишите его интересы, что он мог бы у вас попросить (предметы, игрушки и т.д.).
2. Сделайте игрушки менее доступными: уменьшите количество и разнообразие на время; поставьте эти предметы высоко или уберите в шкаф под замок.
3. Найдите союзника, который будет показывать малышу, как надо просить или попросит вместе с ним.
4. Наберитесь терпения и добейтесь речевой реакции-просьбы, но не доводите его до истерики.
Советы родителям молчуна:
- Не говорите при ребенке о его отставании.
- Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
- Всякое проявление речи необходимо поощрять.
- Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
- Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
- Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
- Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
- Важно не отпугнуть ребенка настойчивым «Скажи», «повтори» лучше применять различные игрушки, «Делай как я», « Как киса говорит?»
- Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
- Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока - белобока", «Ладушки».
- Массажный мяч-колючка. Еще один помощник в развитии речи и мелкой моторики. Дайте ребенку такой мяч как можно раньше. Пусть он осваивает манипуляции с ним.
- Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
- Чаще рассказывайте, читайте детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
- Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
«Упражнения для стимуляции речеговорения»
- Гимнастика для язычка, губ, щёчек:
- «Надуваем шарик» Надувание обеих щек одновременно. Втягивание щек в ротовую полость: «Шарик сдулся. Нет шарика» или «Худышка».
- «Пальцевый дождик»— постукивание подушечками пальцев по губам.
- «Клоунская улыбка»— растяжка губ с фиксацией в уголках рта.
- «Кривые рожицы»— ассиметричные растягивания в разные стороны верхней и нижней губ.
- «Дракоша»— удерживание оскала верхних и нижних зубов.
- «Поцелуйчик»— вытягивание сомкнутых губ — возвращение в нормальное положение.
- «Кошечка умывается» - облизываем губы вкруговую (или намазать губы ребенка вареньем)
- «Кусака» - лёгкое покусывание высунутого языка от кончика до спинки.
- «Качели»- рот широко открыт, опускаем-поднимаем лопаткообразный язык к нижней-верхней губе (рот не закрывать, язык тянуть вверх).
Используйте потешки! Потешка должна предусматривать игру с малышом – изображение действий, сопровождение ходьбы, прыжков, игр в прятки и т.д.
«Баю-баюшки-баююююю.
Сидит котик на краююююю.
Моет мордочку своююююю (покажите, как котик моет мордочку лапками игрушки или своей рукой)
Моет – умывается,
Маму дожидается».
Учитель-логопед: Гладкова Н.В