Тюменский образовательный канал – новый интернет-ресурс в медиа пространстве города. Современная информационно-просветительская платформа позволяет показывать значимые события, находить ответы на актуальные вопросы и презентовать новшества в тюменской отрасли образования. С помощью нашего канала зрители знакомятся с потенциалом школ и детских садов города, достижениями способных детей и разработками талантливых педагогов.
Онтогенез речевого развития ребенка
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики нормального речевого окружения, от воспитания и от обучения, которые начинаются с первых дней жизни.
Онтогенез – индивидуальное развитие организма от его зарождения до конца жизни.
Усвоение ребенком родного (родных) языка (языков) происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт общих для всех детей.
Фонематический слух – способность человека слышать и различать фонемы (звуки) родного языка. Например: отличия звуков П-Б; К-Г; Д-Т и воспроизведение звуковых дорожек ТОМ-ДОМ-КОМ; КА-ГА-КА; БОЧКА-ПОЧКА и т.д..
Фонематическое восприятие – умение определять последовательность и количество звуков в слове.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ |
|
Возраст |
Развитие |
2 недели |
Услышав речь, перестает сосать грудь, перестает кричать. |
0-2 месяца |
Реагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы. |
1 месяц |
Успокаивается песней. |
3 месяца |
Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами. |
3-4 месяца |
Реагирует на громкость, интонацию. |
5-6 месяцев |
Слушает разговор, активно гулит. |
6 месяцев |
По подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп, ритм, мелодику. |
8 месяцев |
В лепете остаются только звуки родного языка. |
К 1 году |
Может слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам. |
2 года |
Слышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой. |
3 года |
Понимает когда ему читают книге, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха. |
4 года |
Помнит и повторяет фразу из простых слов (4-6). Дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении. |
5 лет |
Фразы из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух. |
6 лет |
Способен повторить краткий рассказ, владеют фонематической и ритмической структурой слов. Вариативность интонаций, владеют орфоэпическими нормами. |
7 лет |
Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам |
Звукопроизношение – правильное воспроизведение звуков речи, благодаря активной работе речевого центра и артикуляционных органов (языка, губ и т.д.).
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ |
|
Возраст |
Развитие |
2 месяца |
Недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движений голосовые реакции – гуление. Можно выделить гласные: А, О, У, Э; согласные: П, М, Б, К, Г, Х. |
3-4 месяца |
Характер гуления меняется, появляется лепет. |
5 месяцев |
Неосознанное повторение звуков. |
6 месяцев |
Подражательно повторяет ритмические отдельные слоги. |
8 месяцев |
Произносит «слова», образованные повторением одного и того же слога, по типу «ма-ма». |
1-2 года |
Гласные: А, О, Э; согласные: П, Б, М. |
2-3 года |
Гласные: И, Ы, У; согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. |
4-5 лет |
Свистящие: С, З, Ц; шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч. |
5-6 лет |
Р, Л. |
СЛОВАРЬ |
|
Возраст |
Развитие |
Около 1 года |
Появляются первые слова, но произношение нарушено. существительные – 80% глаголы – 20% прилагательные местоимения, наречия служебные части речи |
Около 2 лет |
200-300 слов существительные – 75% глаголы – 20% 5 % - прилагательные + местоимения, наречия и др. (хорошо, плохо, там) |
Около 3 лет |
1500 слов местоимения и наречия – часто путают в употреблении (моя, наша). служебные части речи – простые предлоги, союзы. |
Около 4 лет |
≈1900 слов местоимения и наречия – используют сравнительное смешение (больше/меньше). служебные части речи – используют сложные союзы. |
Около 5 лет |
В словаре 2000-2500 слов. |