Тюменский образовательный канал – новый интернет-ресурс в медиа пространстве города. Современная информационно-просветительская платформа позволяет показывать значимые события, находить ответы на актуальные вопросы и презентовать новшества в тюменской отрасли образования. С помощью нашего канала зрители знакомятся с потенциалом школ и детских садов города, достижениями способных детей и разработками талантливых педагогов.
Лето - это замечательное время года! Можно вдоволь бегать и играть, можно лежать в душистой траве и смотреть на облака, можно купаться и загорать, путешествовать и много гулять! Лето дарит нам неисчерпаемые возможности для развития наших детей.
Обогащение активного и пассивного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.
Если Вы на даче, то перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Цветы», «Насекомые», «Деревья», «Ягоды», «Растения сада», «Летние работы в саду». Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разный период (рост, цветение, плодоношение, увядание); узнает, как и где вырастают ягоды, овощи, фрукты, каким трудом дается урожай. Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явления природы (гроза, туман, ливень….), растений (ягод, цветов, овощей, деревьев и фруктов).
Даже сложные названия цветов, кустарников или овощей необходимо чаще называть вслух (нарцисс, гладиолус, жимолость, патиссон и другие). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут в активное употребление и существенно обогатят словарный запас.
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов. Задавайте ребенку соответствующие вопросы:
-Попробуй, какой получился салат? Что мы забыли положить в суп? Какую морковку выберем? И т.д.
Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как:
- «Четвёртый лишний»;
- «Чего не стало?»;
- «Что поменялось местами?»;
- «Что изменилось?»;
- «Подбери пару»;
- «Кому что подходит?»;
- «Назови ласково»;
- «Преврати в огромное»;
- «Подбери пять признаков»;
- «Угадай, о чём я говорю» и т.д.
Играем в речевые игры, совершенствуя грамматический строй речи:
- «Скажи наоборот» (большой – маленький);
- «Посчитаем» (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб);
- «Действие» (что делает?);
- «Признаки» (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин или окружающего;
- «Птицы и животные (дикие и домашние) и их детеныши»: мама - лошадь, папа - конь, детеныш - жеребенок;
- «Один – много» (цветок – цветы, дождь – дожди);
- «Назови ласково» (птица – птичка, дерево – деревце);
- «Кто где спрятался» (употребление предлогов: в, на, над, под, между, около, из, с, из-за, из-под);
Продолжайте вместе с детьми читать художественные произведения, пересказывать короткие тексты, устно сочинять сказки, рассказы, опираясь на личный опыт детей. Вечером просите детей поделиться впечатлениями пройденного дня.
Исправляйте ошибки детей в грамматическом оформлении предложений: ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов, неправильном порядке слов в предложении.
Следите за произношением детей. Исправляйте ошибки в произношении слов сложной слоговой структуры.
Материал подготовила М.И. Слепова, учитель-логопед