1 корпус:

г. Тюмень, ул. Александра Логунова, д. 8
+7 (3452) 338-300 (заведующий);
+7 (3452) 334-301 (медиц. кабинет, бухгалтерия)
ds158@obl72.ru
2 корпус:

г. Тюмень, ул. Николая Семенова, д. 21, кор. 2
+7 (3452) 543-510 (заведующий);
+7 (3452) 543-511 (медицинский кабинет, бухгалтерия)
ds158@obl72.ru
3 корпус:

г. Тюмень, ул. Павла Шарова, д. 11
+7 (3452) 283-883;
ds158@obl72.ru
4 корпус:

г. Тюмень, ул. Константина Посьета, д. 8 кор.1
+7 (3452) 393-531
ds158@obl72.ru

 Тюменский образовательный канал – новый интернет-ресурс в медиа пространстве города. Современная информационно-просветительская платформа позволяет показывать значимые события, находить ответы на актуальные вопросы и презентовать новшества в тюменской отрасли образования. С помощью нашего канала зрители знакомятся с потенциалом школ и детских садов города, достижениями способных детей и разработками талантливых педагогов.

Учим ребёнка пересказывать текст

07.02.2023, 166 просмотров.

Учим ребёнка пересказывать текст

«Как научить ребёнка пересказывать?» - такой вопрос интересует многих родителей будущих первоклассников. Ведь именно пересказ является одним из составляющих успешного обучения ребёнка в школе.

Пересказ текста является важным умением, которое в первую очередь показывает насколько хорошо, ребенок может формулировать, анализировать понимать услышанное произведение, а также – насколько у него развита речь. Ребенка нужно учить пересказывать услышанное произведение, поначалу нужно отбирать легкие для восприятия и интересные для ребенка тексты – это будет залогом успеха. Тексты должны учить ребенка чему-то хорошему и полезному. Произведения нужно подбирать еще и такие, чтобы ребенок не только мог их пересказать, а и выразил свое мнение и понимание, что очень полезно для его развития в целом.  Персонажи, о которых ребенок будет рассказывать, должны иметь ярко выраженные характеры, а последовательность действий, о которых рассказывается в тексте, должна быть понятной детскому восприятию.

Такое занятие как пересказ текста является творческим процессом, но при всем этом его особенностью является то, что повествование должно передавать замысел сюжета, без его изменения, передавая при этом и стиль текста. Поэтому в пересказе ни в коем случае нельзя допускать различных слов, выражений и оборотов, которые не присущи данному жанру, в котором создан «оригинал» текста.  Прежде чем приступать к пересказу, нужно хорошо обдумать характер произведения и  сделать детальный анализ.

Пересказ сказки

Главным правилом для пересказа народной сказки является неторопливость в событиях. Использовать разговорный язык можно в бытовых сказках и сказках о животных. Преимуществом пересказа сказок является то, что такие произведения зачастую строятся на диалоге и прямой речи главных героев, и поэтому ребенок может очень хорошо раскрыть и передать смысл сказки и характеры ее героев. Ну а если речь идет о волшебной сказке, то не обойтись без таинственности, романтизма и, конечно же, некоей загадочности.

Логичным завершением любой сказки является заключение, без него невозможно построить пересказ. Концовка должна быть такой, чтобы в непосредственной форме возвратить слушателя к обычной жизни повседневности из сказочного мира.

Пересказ литературных произведений

Огромное влияние на развитие речи дошкольников имеет пересказ различных литературных произведений, ведь таким образом ребенка можно научить хорошо владеть родным языком, запоминать определенные слова и развивать собственную мысль и воображение. Ведь рассказы этой категории являются творческими, что дает возможность ребенку проявить тот опыт, который он уже имеет, и от него плавно перейти к смыслу самого текста. Такие рассказы очень положительно влияют на формирование и развитие связной речи малыша, и поэтому следует предлагать ребенку больше пересказывать различных историй, произведений, чтобы развивать его умение говорить.

Особенностью восприятия детей дошкольного возраста является то, что они могут без проблем осваивать построение выражений и фраз, но у них еще нет умения формировать связь в словосочетаниях и частях рассказа. Именно по этой простой причине дети дошкольного возраста не могут установить нормальную связь и смысл между некоторыми фразами своего рассказа, и зачастую переходят от одной мысли к другой, не закончив при этом предыдущую часть рассказа и его содержание. Задача родителей – научить ребенка правильно излагать свои мысли и быть последовательным, поэтому написание ребенком пересказа является очень важным и полезным занятием. Те дети, с которыми родители занимаются пересказом различного жанра произведений, довольно хорошо умеют разговаривать, излагать свои мысли, выделяя из них главную, хорошо умеют отвечать на различные вопросы, запоминают образные слова и совершенствуют свое умение говорить на родном языке, или том на котором учатся пересказывать. Именно за счет такого развития эта категория детей – это творческие личности, которые зачастую используют в своих рассказах опыт, полученный ими в жизни. Понимая все эти положительные качества рассказов, которые влияют не только на развитие речи ребенка, а и на его всецелое развитие, родителям или воспитателям следует больше времени уделять такому творческому заданию как рассказ.

Как правильно подобрать произведение для пересказа

Подбор произведения, которое можно предложить ребенку для пересказа, является важным и ответственным заданием для родителей или воспитателей. Главными требованиями, которые выдвигаются к произведениям, являются его смысловая направленность, лаконичность, понятливость, четкость, последовательность и интерес, который данный текст может вызвать у ребенка. Также нужно обязательно выбирать такие произведения, которые не имеют большого объема и доступны для понимания ребенком, – это могут быть коротенькие и несложные народные сказки. А уже со временем, когда ребенок хорошо освоит предлагаемые материалы для рассказа, можно будет постепенно усложнять ему задание и предлагать более сложный материал и увеличивать при этом его объем.

Но подбор текста для пересказа - это еще не все. Чтобы ребенок хорошо понял произведение и смог нормально его пересказать, родители или воспитатели должны еще и внятно прочитать текст. А чтобы облегчить задание малышу, после того как произведение прочитано следует обсудить с ребенком его смысл, главные мысли и содержание. В такого рода беседе главными должны оставаться вопросы родителя или воспитателя, кроме этого беседа должна быть интересной ребенку, чтобы не ослабить интересу к самому пересказу. 

Материал подготовила учитель-логопед Волос Ольга Петровна

"На балу у Снежной Королевы" (встреча Нового 2013 года)
"Школа космонавтики - 2014"
День Победы!
 "Космическое путешествие"
Интеллектуальный конкурс "Почемучки"
 Театральные гастроли детей старшей группы "Пятачок"
 Педагогические чтения – 2013
 Широкая Масленица
8 марта - праздник мамы
 День Защитника Отечества

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!