Тюменский образовательный канал – новый интернет-ресурс в медиа пространстве города. Современная информационно-просветительская платформа позволяет показывать значимые события, находить ответы на актуальные вопросы и презентовать новшества в тюменской отрасли образования. С помощью нашего канала зрители знакомятся с потенциалом школ и детских садов города, достижениями способных детей и разработками талантливых педагогов.
Ни для кого из педагогов не секрет, что пальчиковые игры и артикуляционная гимнастика помогают в работе по развитию речи ребёнка. Это знают также и мамы детей, имеющих речевые нарушения.
Но, для того чтобы речевое развитие шло продуктивнее, в занятия по развитию речи надо включать (причем делать это надо обязательно) игры-рифмовки, сочетать речь с ритмичными, повторяющимися движениями, с мелодией, пропевая слова, договаривать слова и строки. Мелодию можно взять любую, которая Вам нравится.
Предлагаю Вашему вниманию несколько примеров игр и упражнений, которые можно использовать родителям в повседневном общении со своим ребенком, по дороге в детский сад и обратно домой.
ИГРЫ-РИФМОВКИ.
«Подарки»
У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка – … (хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).
Белый мишка – шоколад,
А Ежонок -… (мармелад, лимонад и т.д.)
«Миниатюры»
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -…(шишка).
Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша).
Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался -…(сом).
Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много -…(дыр).
Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный …(гул).
Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает -…(варан).
Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же…(гол).
На палубу упала пачка,
Потому, что была -…(качка).
Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-…(точка).
Портной выбрал красный шёлк,
Значит, знает в моде…(толк).
В КВН играли сутки,
Залу нравились все -…(шутки).
На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила -…(чайка).
Дымится в миске кашка,
С чаем стоит -…(чашка).
Было в сказке очень худо,
Пока не появилось -…(чудо).
Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом…(пальчик).
ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО
«Гуси»
Белые гуси к ручейку идут.
Белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга.
Крикнули гуси: «га! га! га!»
«Лиса и волк»
Вот пришла лисичка,
Рыжая сестричка.
Прибежал сердитый волк,
Он зубами щёлк да щёлк!
«Птичка»
Села птичка на окошко.
«Посиди у нас немножко!
Посиди, не улетай!
Улетела: Ай!»
«Дождик»
Дождик, дождик, кап да кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки.
СТИХИ С ДВИЖЕНИЯМИ
«Зайка»
Зайка шел, шел, и капусту нашел.
Сел, поел, опять пошел
И морковку нашел.
Сел, поел, опять пошел.
(Можно предложить ребенку придумать продолжение стихотворения. Движения выполняются по смыслу текста.)
Сочетая текст с движениями, мелодией мы получаем тройной эффект: развиваем внимание, память и речь. Поэтому так полезно сопровождать чтение потешек и пение песенок движениями и действиями, мелодией. Движения можно придумывать самостоятельно. Просто хлопайте в ладоши, повторяя слова потешки или стихотворения, наклоняйте в разные стороны голову или кивайте, хлопайте в ладоши и одновременно притопывайте ногой, сохраняя ритмический рисунок произведения.